Суицид: риск и защита
Суицид — это форма поведенческой и психической активности, целью которой выступает добровольное самоуничтожение. Проблема суицида, особенно среди детей и подростков, является острой в настоящее время и требует огромного внимания. Детские суициды, во многом, подстрекаются в сети Интернет, поэтому родителям необходимо активно интересоваться досугом детей. Суицидальное поведение встречается и в зрелом возрасте, в «группе риска» находятся люди в возрасте от 30 до 55 лет. Какие риски суицида существуют и какие защиты есть у личности, чтобы не совершить суицид.
Особенности личности, как фактор риска совершения суицида:
- Повышенная напряженность
- Стремление к эмоциональной близости
- Импульсивность, эмоциональная неустойчивость
- Повышенная внушаемость
- Бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта
- Наличие чувства вины
- Низкая самооценка
- Затруднение в перестройке ценностных ориентаций
Мотивы и поводы суицида:
- Семейные конфликты (несправедливое отношение родственников, ревность, супружеская измена, развод, недостаток внимания, неразделенная любовь, препятствия для реализации актуальных потребностей в личных контактах, одиночество и пр.)
- Состояние психического здоровья (реальные конфликты с патологической мотивировкой, депрессии, апатии)
- Состояние физического здоровья (соматические заболевания, физические страдания, ампутации, неизлечимые заболевания и пр.)
- Конфликты связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, чувство вины за неблаговидный поступок, боязнь осуждения и позора, и пр.)
- Конфликты в профессиональной и/или учебной деятельности (несостоятельность, потеря престижа, неудачи, потеря работы, отчисление с места учебы, несправедливые требования и пр.)
- Материально-бытовые трудности
- Другие мотивы и поводы
Антисуицидальные факторы риска (особенности личности, которые препятствуют суициду):
- Глубокая эмоциональная привязанность к значимым родным и близким
- Выраженное чувство долга, обязательности
- Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинить себе ущерб
- Учет общественного мнения и избегание осуждения окружающих
- Убеждение о неиспользованных жизненных возможностях
- Наличие творческих, семейных, профессиональных и других планов и замыслов
- Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев мышления
- Психологическая гибкость и адаптированность
- Умение компенсировать негативные личностные переживания
- Наличие актуальных жизненных целей и ценностей, наличие интереса к жизни
- Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни
Как сформировать антисуицидальные установки у ребенка:
- Вселять уверенность в свои возможности и силы
- Общаться с ребенком, интересоваться, выслушивать
- Внушать оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание к ребенку
- Окружать ребенка теплом и заботой
- Анализировать отношения ребенка со сверстниками
- Оказывать помощь ребенку
- Любить ребенка
- Осуществлять контроль за поведением ребенка